Главы правительств стран Евразийского экономического союза – Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России – 27 октября не смогли согласовать проект Таможенного кодекса ЕАЭС, рассказал премьер-министр России Дмитрий Медведев на заседании Евразийского межправительственного совета в Минске.
По его словам, главы правительств стран ЕАЭС провели несколько часов в «довольно жарких дискуссиях», благодаря чему им удалось практически на половину снять накопившиеся вопросы. Однако не все – «некоторое количество их сохраняется». В связи с этим стороны решили продолжить обсуждение. В середине ноября они планируют встретиться в Москве, чтобы «постараться досогласовать имеющиеся разногласия», сказал российский премьер, передает БелаПАН.
Дмитрий Медведев рассказал, что в новом Таможенном кодексе заложены предпосылки для перехода к единому таможенному регулированию, чтобы «это был полноформатный полноценный документ прямого действия, не разделенный на части, не сегментированный на какие-то отрезки, а именно определяющий то, каким образом будет существовать Таможенный союз, будет существовать Таможенный кодекс и развиваться, соответственно, наш Евразийский союз».
По его мнению, главными на данный момент являются задачи «по созданию нормативной основы, совершенствование нормативно-правовой базы и преодоление отставания в подготовке документов второго уровня». Он также призвал соблюдать взятые друг перед другом обязательства по формированию единых рынков, продолжать работу по устранению препятствий по четырем свободам. Единое пространство без изъятий, барьеров и ограничений - важнейшая составляющая устойчивого роста, сказал он.
В свою очередь премьер-министр Беларуси Андрей Кобяков раскритиковал проблемные моменты в евразийской интеграции, прежде всего, «регулярное принятие на национальных уровнях протекционистских по своей сути решений, противоречащих духу и букве союза». Кроме того, не так активно стороны двигаются к согласованной сельскохозяйственной политике, из-за чего субъекты хозяйствования не имеют равного доступа к госзакупкам и транзиту.
По словам белорусского премьера, если стороны не устранят имеющиеся барьеры и не создадут внутри союза равные условия для субъектов хозяйствования, ЕАЭС едва ли сможет защитить интересы своих субъектов хозяйствования даже на своей территории.
ЕАЭС – политики больше, чем экономики
То, что в ЕАЭС «опять не согласовали этот многострадальный Таможенный кодекс, подтверждает, что у стран разные интересы, и их очень трудно согласовать». Так экономист Лев Марголин прокомментировал ситуацию «Радыё Свабода».
«То, что интересно одним, не интересно другим. Получается, что есть страны, которые богаты полезными ископаемыми, а другие не богаты, есть страны-импортеры, а есть экспортеры. Вот в этом вся проблема. Поэтому и не решается вопрос с Таможенным кодексом, с одинаковыми ценами на нефть и на газ. Это тяжелая проблема», – отметил он.
По его мнению, ЕАЭС – это больше политическое, чем экономическое образование. Однако страны-участницы порвать с ним не могут, потому что, благодаря своему членству в организации, они могут надеяться «на кредиты, на более-менее дешевые нефть и газ, тем более без пошлины».
Напомним, что в сентябре президент Беларуси Александр Лукашенко прибег к своей традиционной тактике запугивания России выходом из интеграционного процесса в ЕАЭС. При этом он обратил внимание на блокирование российской стороной белорусских продуктов. По его словам, это связано с тем, что, поставляя продукты, Беларусь бьет по карманам олигархов от сельского хозяйства в России, «они давят на правительство, а правительство дает команды разного рода чиновникам».
Между тем Госстандарт Беларуси через суд оспаривает российские сертификаты на товары легкой промышленности; эксперты предупреждают, что Госсстандарт сплошь и рядом будет признавать российские сертификаты недействительными.