Белорусский военпром ищет себе применение

Опубликовано: 19/02/2015 - 10:21

Со времен СССР в Беларуси остался целый ряд высокотехнологичных предприятий оборонного сектора. Сегодня главная задача – не только использовать их для перевооружения собственной армии, но и наладить поставки на один из самых «денежных» мировых рынков – рынок вооружений. 

В Минске в гостинице «Беларусь» прошел круглый стол экспертов на тему возможного вклада военно-промышленного сектора в экономическое и технологическое развитие страны. «Почему белорусское правительство направляет деньги на модернизацию деревообработки, которая все равно убыточна, а не инвестирует в предприятия военной промышленности, которые готовы производить высококонкурентную экспортную продукцию?, – задал вопрос экспертам ведущий круглого стола, руководитель аналитического проекта Belarus security blog Андрей Поротников. – Ведь новые образцы оружия, выпускаемые в Беларуси, требуются и нашим собственным войскам, и могут принести хорошую прибыль при их продаже за рубеж».

По данным Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), Беларусь стабильно входит в Топ-20 ведущих мировых экспортеров оружия (и это без учета услуг по ремонту и модернизации военной техники). Конечно, до начала 2000-х такой статус поддерживался в основном за счет распродажи огромных запасов устаревшего советского оружия. Но ситуация понемногу меняется, и Беларусь все активнее экспортирует собственные разработки – например, радары, тренажеры, системы связи и управления.

Однако для перевооружения собственной армии этого, конечно, недостаточно. «Беларусь никогда не выпускала законченных образцов вооружений. Зато на белорусских предприятиях производилось огромное количество комплектующих для различной советской военной техники, – говорит эксперт по вопросам ВПК Александр Алесин. – В советское время каждое министерство старалось создать в Беларуси свой заводик. В результате сегодня у нас много предприятий, которые интегрированы в российские производства вооружений. А также – развитая база для ремонта и модернизации различной техники. Прежде всего – самолетов, вертолетов и танков. Но, повторюсь, законченных, полностью белорусских образцов средств поражения у нас нет».

Не стоит рассчитывать и на восточного соседа. По словам экспертов, Россия, несмотря на многочисленные обещания в рамках ОДКБ и Союзного государства, совсем не торопится поставлять в Беларусь современные образцы вооружений. В результате военная техника, которой обеспечена белорусская армия, быстро устаревает, вырабатывает свой ресурс и снимается с вооружения. Прежде всего это касается самолетов и вертолетов, в немного меньшей степени – танков.

То есть, по большому счету, Беларуси необходимо производить вооружения самостоятельно – и для поставок на мировой рынок, и для перевооружения собственной армии. И уже сегодня белорусский ВПК получает неплохие доходы – от продажи в Россию узлов и комплектующих, от разработок электронной, радарной и оптической техники под заказ, от техобслуживания уже проданной техники, от модернизации советских и постсоветских образцов вооружений.

Однако идеологи развития в Беларуси собственной военной промышленности ведут речь про законченные циклы производства вооружений – готовых боевых систем. Об этом, к слову, в 2014 году не раз говорил Александр Лукашенко. В первый раз – 2 апреля, когда посещал 558-й авиаремонтный завод в Барановичах. Тогда президент предложил нашим оружейникам производить собственные самолеты и вертолеты. Правда, не пояснил, что именно должно производиться, кем и за какие деньги. Но, в любом случае, та «самолетно-вертолетная» инициатива наделала много шума.

Позднее также прозвучали указания наладить в Беларуси выпуск собственной бронетехники, прежде всего для сил специальных операций (ССО). А в конце июня, посещая оборонные предприятия в Борисове Лукашенко вновь заговорил о производстве Беларусью собственных моделей оружия: «Вы должны придумать самую современную бронетехнику для современного боя. Какую, вы знаете лучше меня, у вас есть собственный и вы изучаете мировой опыт. В ближайшее время вы должны сделать эту машину, за которой стояли бы в очереди люди, готовые купить ее за границей. Поэтому подумайте над тем, как выйти на новые виды работ, которые будут приносить в страну валюту – много валюты, больше, чем сейчас».

Как считают собравшиеся на круглый стол эксперты, сейчас для Беларуси на мировых рынках вооружений открываются уникальные возможности. Производственный и научно-технический потенциал белорусского ВПК очень высок, и на конечные образцы вооружений белорусского производства – когда они появятся – наверняка будет очень высокий спрос. Прежде всего – на комплексы ПВО. Такие, например, как готовящийся сейчас к выпуску белорусский зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) «Алебарда». Или уже производимый в сотрудничестве с Украиной ЗРК «Стилет».

Дело в том, что все больше стран (прежде всего арабские страны, Иран, Индия, латиноамериканские страны) не доверяют традиционным поставщикам вооружений – США и России. Причина – то, что они снабжают свою технику компьютерными «закладками», которые могут сделать ее небоеспособной в самый ответственный момент. С этой проблемой, например, столкнулся Ирак во время войны с США в 1991 году. В такой ситуации покупать белорусское оружие – хороший способ застраховаться от неожиданностей.

Кроме того, Беларусь готова поставлять самые современные радары, средства радиоэлектронной разведки и борьбы. Например, именно белорусский радар и система РЭБ позволили Ирану пару лет назад перехватить управление и посадить на собственный аэродром новейший американский ударный беспилотник.

А вот другая возможная рыночная ниша. В ближайшие годы успех на мировом рынке белорусским оружейникам вполне могут принести беспилотные летательные аппараты (БПЛА), предназначенные в основном для разведки и наблюдения. Уже сейчас в Беларуси освоено производство нескольких семейств БПЛА малого и среднего (порядка 100 км) радиуса действия – «Гриф», «Стерх» и другие. А от БПЛА уже и до крылатых ракет недалеко. Ведь крылатая ракета, по сути, – тот же беспилотник, только большой дальности и с зарядом взрывчатки.

Организовать производство собственных вооружений, по мнению Александра Алесина, можно прежде всего за счет налаживания взаимодействия с Украиной. Там, как и в Беларуси, за времена СССР был создан мощный военно-промышленный потенциал. В частности, украинские промышленности производят то, чего совершенно нет в Беларуси, – ракеты всех видов, от противотанковых до баллистических. Например, сегодня Беларусь и Украина совместно производят очень удачные противотанковые ракетные комплексы – «Скиф», «Шершень», «Каракал». Все они используют ракеты украинского производства, а оптика, электроника, система наведения и управления, шасси – белорусские.

Между тем, недавно глава Государственного военно-промышленного комитета Беларуси Сергей Гурулев сообщил, что 9 мая в Минске на параде победы будут представлены «новейшие образцы определенных средств огневого поражения различной дальности». Каких-либо подробностей не прозвучало – что именно покажут на параде белорусские военные пока остается тайной.

Но тут стоит вспомнить, что еще до Гурулева новые вооружения анонсировал лично Александр Лукашенко. 29 января 2015-го на большой пресс-конференции президент, в частности, сказал: «Мы работаем над тем, чтобы у Беларуси было свое оружие. Сейчас основное производство оружия, которым пользуется наша армия, сконцентрировано в России. Мы лишь создаем некоторые части оружия: электроника, оптика и другие. Нам надо иметь хорошее оружие, чтобы будущий агрессор даже не помышлял воевать против Беларуси. Мы будем иметь такие системы через несколько месяцев».

По мнению Александра Алесина, скорее всего на параде покажут обновленный белорусско-украинский противотанковый ракетный комплекс (ПТРК) «Шершень». Но «новой» эту разработку можно назвать с большой натяжкой – производство данного ПТРК начали еще в 2010 году.

Впрочем, есть подозрения, что 9 мая в Минске будет представлена совсем уже неожиданная разработка – оперативно-тактические ракетные комплекы, аналоги российских «Искандеров». Тех самых «Искандеров», которые Минск давно и безрезультатно пытается получить от Москвы. Это для России «Искандеры» – тактическое оружие. А для Беларуси, учитывая ее размеры, оно вполне может оказаться стратегическим. Ну или наверняка в корне меняющим расклад сил в регионе.

Напомним: 23 сентября 2009-го, выступая с посланием белорусскому народу, Лукашенко заявил вполне определенно: «Мы никогда не просили у россиян "Искандеры". Мы их сами купим, как покупают во всех странах мира. Но скажу прямо: и покупать не надо – мы их сами сделаем, если надо. Кроме ракет. А ракеты купим. Если нам это будет надо». Если такой комплекс в Беларуси действительно будет создан, то это, несомненно, станет большим прорывом. Ведь им можно будет оснастить не только собственную армию, но и успешно продавать за рубеж.

Но пока о востребованности отечественной военной продукции на мировом рынке больше говорят итоги международной выставки вооружений MILEX-2014, прошедшей в июле в Минске. Только организациями, входящими в систему Госкомвоенпрома, там было подписано 55 контрактов на общую сумму более $350 млн. В целом же нашими предприятиями на выставке было заключено договоров на сумму около $700 млн.

«Военные поставки, как и доходы от них, учитывать очень тяжело. По той простой причине, что они, как правило, не отражаются в наших статистических отчетах, – сказал БДГ Антон Болточко, эксперт по экономике «Либерального клуба». – Это закрытая информация, и сегодня есть разные источники. Одни говорят, что что Беларусь – это страна, которая поставляет другим странам большое количество оружия. Другие источники, наоборот, утверждают, что у нас экспорт вооружений находится на минимальном уровне. Реально же можно строить только догадки, оценить ситуацию очень тяжело».

Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (6 оценок)

Новости по теме


Яндекс.Метрика