Если Беларусь после двух десятков лет самоизоляции хочет вернуться в семью европейских народов, она сама должна приложить для этого усилия, причем немалые. Потому что сегодня и для многих европейцев, и для американцев, наша страна – это либо просто «черная дыра» на карте Восточной Европы, либо однозначный сателлит России.
Аналитический проект Belarus Security Blog провел в Минске конференцию «2014 год: Беларусь и регион». Темой конференции стали наиболее значимые события 2014 года в Беларуси и вокруг нее. А именно – украинский кризис, фактическое разрушение системы региональной безопасности, усиление имперских амбиций России и влияние всех этих факторов на Беларусь.
Одной из основных идей организаторов конференции было привлечь к дискуссии представителей так называемой «новой диаспоры». То есть людей, экспертов, которые из-за различных событий были вынуждены эмигрировать из Беларуси за последнее десятилетие. Как правило, такие «новые эмигранты» оседали в Польше, странах Балтии и США. И сегодня они могут достаточно полно рассказать о том, как руководство, политики и общественность этих стран относится к Беларуси.
В начале конференции ее участники обсудили то, как видят Беларусь из Брюсселя и из Вашингтона в противовес тому, как воспринимают Беларусь ее ближайшие соседи по региону – Польша, Украина, страны Балтии. Как считают Павел Морозов (АРУ-ТВ, Эстония) и Аарне Веедла (политсоветник Партии реформ, Эстония), Беларусь сегодня является крайне важной страной для обеспечения региональной безопасности, в том числе безопасности стран Балтии. Безопасность здесь понимается в широком смысле – и как обеспечение свободного транзита, и как пограничная безопасность – недопущение нелегальной миграции и транзита наркотиков с востока.
Однако позиция стран Центральной и Восточной Европы по отношению к Беларуси очень неоднородная. Причина в том, что Беларусь, в силу своего географического расположения, вынужденно стала игроком и в восточноевропейском, и в балтийском регионе. А их интересы хоть и близки, но все же не совпадают.
Тема отдельного разговора – политика США в отношении Беларуси. По словам Валерия Ковалевского, белорусского политолога и дипломата в Вашингтоне, Беларусь попросту не входит в список приоритетов США в регионе. Украина – входит, Беларусь – нет, и это подтверждается тем, что в посольстве США в нашей стране работает всего шесть человек. Для сравнения: в посольстве США в Киеве – более пятисот.
Причина этого – в том, что в Америке про нас просто слишком мало знают, а потому нас не понимают. Украинцев, наоборот, – знают и понимают. Конечно, во многом это заслуга огромной украинской диаспоры, которая сформировалась в США после Второй мировой войны. Но не меньше и заслуга украинского правительства (точнее – всех правительств), которые после распада СССР не закрыли свою страну от всего мира (как закрылась после 1994-го Беларусь), а наоборот, проводили политику максимальной открытости.
А вот Беларусь в Штатах воспринимается однозначно – как сателлит России в регионе. «О Беларуси в США не думают, белорусские интересы во внимание не берут», – печально констатировал Ковалевский. По его мнению, США вовсе не собираются конкурировать с Россией за Беларусь, как они конкурируют за Украину.
В свою очередь, недавно вернувшийся из США эксперт НИСЭПИ Сергей Николюк невесело заметил: «Я читал сейчас серию лекций в американском университете, так я каждую лекцию начинал с того, что показывал на карте, где находится Беларусь. Потому что даже самые образованные американцы ничего про нас не знают».
Что же касается Европы в целом, то, по мнению аналитиков, которых собрал проект Belarus Security Blog, Беларусь все еще остается на задворках европейской политики. Конечно, непосредственная причина этого – политика самоизоляции от Европы, которую руководство Беларуси проводило последние 20 лет. Но сегодня если мы хотим быть интересны Европе, мы сами должны стараться что-то сделать. Причем во всех сферах – и в политике, и в экономике, и в деле построения гражданского общества.
Как отметили собравшиеся эксперты, сейчас Европа не рассматривает Беларусь как часть «Европейского мира». Зато Россия, наоборот, воспринимает нашу страну как часть «Русского мира». Да и РПЦ рассматривает Беларусь как свою каноническую территорию – несмотря на достаточно высокий процент католиков в нашем обществе. Именно поэтому визит Папы Римского в Беларусь, о возможности которого в последнее время много говорят, может быть воспринят как прямой вызов руководства Беларуси Москве.
Как считает Алесь Зарембюк («Белорусский дом», Варшава), сперва Беларуси следует сделать так, чтобы ее признали частью «Европейского мира» в противовес «Русскому миру». Если такое признание состоится – пусть неофициально, лишь на ментальном уровне, – тогда Европа начнет поддерживать Беларусь, продвигать здесь свои интересы. Иначе – нет.
Не менее важно белорусам и «навести порядок» в собственном доме. Отпустить политзаключенных, обеспечить свободу выборов и прессы. «Готова ли, скажем, Польша проводить с Беларусью ”реалполитик”, отказавшись от поддержки гражданского общества? Нет», – сказал Алесь Зарембюк.
Не менее активно обсуждались на конференции и внутренние белорусские вопросы. Прежде всего – вопросы реформ. Но и здесь выводы были неутешительны. Осуществимость либо неосуществимость реформ в Беларуси целиком и полностью зависят от властной номенклатуры. А как раз она в реформах не заинтересована и к реформированию не готова. Говоря проще, белорусскую номенклатуру, белорусских чиновников, сегодня полностью удовлетворяет их статус-кво (похожую ситуацию мы видели во времена позднего СССР).
Итак, белорусская номенклатура не готова к реформам, а Александр Лукашенко опирается именно на эту номенклатуру. Отсюда и полное отсутствие реальных преобразований в стране – и в политике, и в экономике, и в государственном устройстве. Причем даже сложно сказать, кто тут на кого больше влияет, давит – Лукашенко на номенклатуру, или наоборот – номенклатурные настроения – на Лукашенко. Не случайно же президент так часто жалуется на то, что его распоряжения не выполняются чиновниками на местах.
В свою очередь Анатоль Тарас (научный секретарь Института белорусской истории и культуры) оценил возможность и возможные направления выхода Беларуси из российского гуманитарного пространства. Он также пришел к невеселому выводу: подобный выход в сегодняшних условиях практически невозможен. Фактически Беларусь находится в российском культурном и языковом пространстве, и вырваться из него будет очень сложно. Российское телевидение – основной инструмент воздействия на современного обывателя – на несколько голов выше белорусского. Оно профессиональнее и интереснее, а Беларуси противопоставить ему просто нечего. Обыватели смотрят сериалы по НТВ и новости по РТР, а белорусские каналы практически игнорируют – за исключением разве что спортивных трансляций. И переломить эту ситуацию будет очень сложно – если только Россия сама не начнет разрушаться.
Вообще, эта мысль проходила через многие выступления участников конференции. На фоне украинских событий Россия очевидным образом вступила на путь саморазрушения. Если она пойдет по этому пути, Беларусь получит шанс на реальную независимость и реальные реформы. Если нет – то провести их будет очень и очень сложно, отметили участники конференции.